ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ
о Боге-Сыне воплотившемся нашего ради спасения,
в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов

Св. Феофан (Говоров)
затворник

«Евангельская история о Боге Сыне» — один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе.

В нём даётся нам удивительный путеводитель по Святому Евангелию — главной Книге, ведущей человека ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдёт описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. Желающим узнать место какого–либо события в общем течении других сказаний Евангельской истории помогут алфавитный указатель и подробная хронологическая таблица. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных её частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.

Книга адресована широкому кругу читателей — как тем, кто воспринимает ещё только первые слова Святого Благовествования, так и тем, кто стремится к более глубокому познанию Священного Писания и его благодатной силы, «к жизни и благочестию».

При работе над текстом «Евангельской истории о Боге Сыне» была использована Библия, выпущенная Издательством Московской Патриархии в 1990 г. — Ред.

- ОГЛАВЛЕНИЕ -
 

Три введения в Евангельскую историю

Введение историографическое

Введение историческое

Введение догматическое


1) ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

Сын Божий воплощается и пребывает в сокровенности до явления Себя миру

Господь воплотившийся являет себя миру


2) ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ (события в Галилее)

Первое пребывание Господа в Капернауме

Первое хождение Господа по Галилее

Второе пребывание Господа в Капернауме

Второе исхождение Господа из Капернаума

Третье пребывание Господа в Капернауме

Третье хождение Господа по Галилее

Четвертое пребывание Господа в Капернауме

Четвертое хождение Господа по Галилее

Пятое пребывание Господа в Капернауме

Пятое хождение Господа

Шестое пребывание Господа в Капернауме

Шестое хождение Господа по Галилее

Седьмое пребывание Господа в Капернауме

Седьмое хождение Господа

Восьмое пребывание Господа в Капернауме

Восьмое хождение Господа

Девятое пребывание Господа в Капернауме

Девятое, последнее, хождение Господа по Галилее

Десятое, краткое, пребывание Господа в Капернауме

 

3) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

Конечные события

Предначатие последних дней пребывания Господа на земле

Последние дни Господа на земле

Великий Понедельник

Великий Вторник

Великая Среда

Великий Четверг

Ночь с Четверга на Великую Пятницу

Великая Пятница

Великая Суббота

Вознесение Господне

ТРИ ВВЕДЕНИЯ В ЕВАНГЕЛЬСКУЮ ИСТОРИЮ

Введение историографическое.

1. Достоверность евангельских сказаний (Лк 1, 1–4)

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен. » (толкование)

Введение историческое

2а. Родословие Господа Спасителя по евангелисту Матфею (Мф. 1, 1–17)

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. »

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя »

Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. »

По переселении же в Вавилон Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. »

Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа Господа четырнадцать родов. »

2б. Родословие по евангелисту Луке (Лк. 3, 23–38)

И был, таким образом, Господь Иисус Христос, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фарин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. »

Введение догматическое.

3. Дело воплощённого домостроительства (Ин. 1, 1–18)

В начале был Логос [премудрость, разум, мысль, слово и др.], и Логос был у Бога, и Логос был Бог. Он был в начале у Бога. Всё произошло через Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человекам. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. »

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. »

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошёл через Него, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. »

И Логос стал плотью, и обитал с нами, полный благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: «Это был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня». »

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недрах Отчих, Он явил. »

1) ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

Сын Божий воплощается и пребывает в сокровенности до явления Себя миру

4. Ангел возвещает о рождении Предтечи. Зачатие его (Лк. 1, 5–25)

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в годах преклонных. »

Однажды, когда он в порядке своей очереди служил перед Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения. »

Тогда явился ему Ангел Господень, стоя́ по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера [Сикер — крепкий напиток из фруктовых семян и плодов (только не из винограда)], и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И придёт пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приуготовленный». »

И сказал Захария Ангелу: «почему я должен верить в это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, предстоящий перед Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе это; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время». »

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел виде́ние в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. »

После этих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: «так сотворил мне Господь в эти дни, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми». »

5. Ангел благовествует Деве о рождении Сына Божьего от Неё (Лк. 1, 26–38)

В шестой же месяц, после зачатия Иоанна Предтечи, послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. »

Ангел, войдя к Ней, сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты среди женщин». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. »

И сказал Ей Ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». »

Мария же сказала Ангелу: «как будет это, ведь Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». »

Тогда Мария сказала: «вот я, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». »

И отошёл от Неё Ангел.

6. Пресвятая Дева посещает Елисавету (Лк. 1, 39–56)

Встав же, Мария во дни эти, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. »

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её, и Елисавета исполнилась Духа Святого, и воскликнула громким голосом, и сказала: «благословенна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». »

И сказала Мария: «возвеличит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все поколения и народы; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его: явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердец их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспри́нял Израиля, отрока (избранника, возлюбленного) Своего, вспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». »

Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев, и возвратилась в дом свой. »

7. Рождение и обрезание Предтечи (Лк. 1, 57–80)

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. »

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: «нет; а назвать его Иоанном». И сказали ей: «никого нет в родстве твоём, кто назывался бы этим именем». »

И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: «что будет младенец этот?» И рука Господня была с ним. »

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от рук всех, ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помя́нет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, безбоязненно, по избавлении от рук врагов наших, служить Ему в святости и правде перед Ним, во все дни жизни нашей. »

И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо пойдёшь перед лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу спасение Его в прощении грехов его, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше [Солнце восходящее свыше, Солнце правды — Иисус Христос], просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». »

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. »

8. Откровение Иосифу тайны воплощения Сына Божьего (Мф. 1, 18–25)

По обручении Матери Господа Иисуса Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. »

Но когда он помыслил это, — вот, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына; и ты наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». »

И всё это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: "с нами Бог" (Ис. 7, 14)». »

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её. [Как] наконец она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус. »

9. Рождество Христово (Лк. 2, 1–7)

Рождество Иисуса Христа было так:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему Женою, Которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Она Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. »

10. Славословие Ангелов; поклонение пастырей [пастухов] (Лк. 2, 8–20)

В той стране были на поле пастухи, которые сторожили стада свои. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». »

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение!» »

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь». И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце этом. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. »

А Мария сохраняла все слова эти, слагая их в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. »

11. Обрезание и сретение Господне (Лк. 2, 21–39)

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, Его обрезали и дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить перед Господом, как предписано в законе Господнем, чтобы "всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу" (Исх. 13, 2), и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. »

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, ожидающий с надеждой утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. »

И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». »

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: «и вот лежит Он на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие [казнь через распятие] пронзит душу [причинит великие страдания], — да откроются помышления многих сердец». »

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. »

И когда они совершили всё по закону Господню, решили возвратиться в Галилею, в город свой Назарет. »

[Но исполнить это в то время помешало им поклонение волхвов, а далее бегство в Египет]

12. Поклонение волхвов (Мф. 2, 1–12)

Когда Господь Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода; пришли в Иерусалим волхвы [мудрецы] с востока и говорят: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». »

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «где должен родиться Христос?» Они же сказали ему: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля" (Мих. 5, 2)». »

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтоб и мне пойти поклониться Ему». »

Они, выслушав царя, пошли. [И] звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, упав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. »

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. »

13. Бегство в Египет и возвращение оттуда (Мф. 2, 13–23)

Когда волхвы отошли в страну свою, — Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, пока не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». »

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: "из Египта воззвал Я Сына Моего" (Ос. 11, 1). »

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить [убить] всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: "голос в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Иер. 31, 15). »

По смерти же Ирода, — Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души́ Младенца». »

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется сказанное через пророков, что Он Назореем наречётся (Суд. 13, 5). »

14. Господь Иисус, 12–летний, в храме Иерусалимском (Лк. 2, 40–52)

Младенец Господь Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божья была на Нём. »

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителе́й, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: «Дитя! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». »

Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» »

Но они не поняли сказанных Им слов.

И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова эти в сердце Своём. »

Господь же Иисус преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и людей. »

Господь воплотившийся являет себя миру

15. Святой Предтеча исходит на дело и крестит (Мф. 3,1–6;  Мк. 1, 1-6; Лк. 3, 1–6)

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был голос Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. »

Он пришёл и явился, и проходил по всей окрестной стране Иорданской и в пустыне Иудейской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов и говоря: «покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное». »

И это, начало Евангелия Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, как написано у пророков; "вот Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою" (Мал. 3, 1). Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия, как написано в книге слов пророка этого: "голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте дороги Его; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божье" (Ис. 40, 3–5). »

Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды [саранча] и дикий мёд. »

Тогда Иерусалимляне, вся страна Иудейская и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. »

16. Святой Предтеча даёт наставления (Мф. 3, 7–10; Лк. 3, 7–14)

Увидев многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, святой Иоанн сказал им: «порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». »

И спрашивал его народ: «что же нам делать?» Он сказал им в ответ: «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Пришли и мытари креститься, и сказали ему: «Учитель! что нам делать?» Он отвечал им: «ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и войны: «а нам что делать?» И он сказал им: «никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». »

17. Святой Иоанн предвозвещает о Христе Господе (Мф. 3, 11–12; Мк. 1, 7; Лк. 3, 15–18)

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: «я крещу вас водою для покаяния, но идёт за мною Сильнейший меня, у Которого обувь недостоин я понести, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата [которою веют хлеб] Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». »

Многое и другое благовествовал Иоанн народу, поучая его.

18. Крещение Господа (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–23)

И было в те дни, что, когда крестился от Иоанна весь народ, пришёл Господь Иисус из Галилеи, из Назарета Галилейского, на Иордан к Иоанну креститься от него. »

Иоанн же удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Господь Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. И крестился Господь Иисус от Иоанна во Иордане. »

Когда же крестился Он и молился, и вот, отверзлись Ему небеса, и Дух Святой сошёл на Него в телесном виде, как голубь. И Иоанн тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. »

И вот, с небес был глас, глаголющий к Крещаемому: "Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!" и к Крестителю: "Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!" »

Крестившись так, Христос Господь тотчас вышел из воды. Он был тогда лет тридцати. »

19. Сорокадневный пост (Мф. 4, 1, 2; Мк. 1, 12, 13; Лк. 4, 1, 2)

Немедленно после этого Господь Иисус, исполненный Духа Святого, возведён был этим Духом в пустыню, для искушения от дьявола. И Он там в пустыне сорок дней искушаем был сатаною, и был со зверями. Он ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. »

20. Искушение от дьявола и поражение его (Мф. 4, 3–11; Мк. 1, 13; Лк. 4, 3–13)

Тогда приступил к Нему дьявол–искуситель и сказал Ему: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами, — вели хотя бы вот этому камню сделаться хлебом». Но Господь Иисус сказал ему в ответ: «написано, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих" (Втор. 8, 3)». »

Потом берёт Его дьявол во святой город Иерусалим и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: «если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе Господь Бог сохранить Тебя; и они на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею" (Пс. 90, 11–12)». Господь Иисус сказал ему в ответ: «написано также: "не искушай Господа Бога твоего" (Втор. 6, 16)». »

Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору, показывает Ему во мгновение времени все царства вселенной и славу их и говорит Ему: «всё это дам Тебе, если, пав [согрешив], поклонишься мне. Тебе дам тогда власть над всеми этими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её. Итак, если Ты пав поклонишься мне, то всё будет Твоё». Господь Иисус сказал ему в ответ: «следуй за Мною, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Втор. 6, 13)». »

Тогда, окончив все искушения, дьявол оставил Его и отошёл от Него до времени. И вот, Ангелы приступили и служили Ему. »

21. Свидетельство святого Иоанна о Христе Господе (Ин. 19–34)

И вот свидетельство, которое дал Иоанн, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: «кто ты?» Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что «я не Христос». »

И спросили Его: «что же? ты Илия?» Он сказал: «нет». «Пророк?» Он отвечал: «нет». Сказали ему: «кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» Он сказал: «я голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ис. 40, 3). »

А посланные были из фарисеев, и они спросили его: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» Иоанн сказал им в ответ: «я крещу в воде; но стоит среди вас Не́кто, Которого вы не знаете. Он есть Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». »

Это происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн. »

На другой день видит Иоанн идущего к Нему Господа Иисуса и говорит: «это Агнец Божий, Который берёт на Себя (первородный) грех мира [первородное повреждение: страстность (возможность страдать по плоти: от голода, усталости и пр.), тленность и смертность (Дополнительно см. разделы «Грех» и «Природа Иисуса Христа»)]. Он есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его, но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». »

И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий». »

22. Намечение некоторых учеников (Ин. 1, 35–51)

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Господа Иисуса, сказал: «это Агнец Божий!» Услышав от него такие слова, оба ученика пошли за Иисусом Господом. Господь же Иисус, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «что вам надобно?» Они сказали ему: «Равви, — что значит: учитель, — где живёшь?» Говорит им: «пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живёт, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. »

Один из двух учеников, слышавших от Иоанна о Господе Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос». И привёл его к Господу Иисусу. Господь же, взглянув на него, сказал: «ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: камень (Пётр)». »

На другой день Господь Иисус захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «иди за Мною». Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. »

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе (Втор. 18, 15) и пророки, — Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит ему: «пойди и посмотри». »

Господь Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «откуда Ты знаешь меня?» Господь Иисус сказал ему в ответ: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Господь Иисус сказал ему в ответ: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше этого». »

И говорит ему: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». »

23. Чудо в Кане (Ин. 2, 1–11)

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Господа Иисуса была там. Был также зван Господь Иисус и ученики Его на брак. »

И как недоставало вина, то Матерь Господа Иисуса говорит Ему: «вина нет у них». Господь Иисус говорит Ей: «что Мне и Тебе, Матушка? Ещё не пришёл час Мой». Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте». »

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Господь Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И они наполнили их до верха. И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. »

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: «всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе». »

Так положил Господь Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. »

24. Краткое пребывание в Капернауме (Ин. 2, 12)

После этого чуда в Кане пришёл Он, Христос Господь, в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. »

25. Первая Пасха; очищение храма от торговцев (Ин. 2, 13–22)

Приближалась Пасха Иудейская, и Господь Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». »

При этом ученики Его вспомнили, что написано: "ревность по доме Твоём съедает Меня" (Пс 68, 10). Иудеи же на это сказали: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Господь Иисус сказал им в ответ: «разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его». На это сказали Иудеи: «этот храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» »

А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Господь Иисус. »

26. Начатки веры в Иерусалиме (Ин. 2, 23–25)

И когда был Он в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. Но Сам Господь Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке. »

27. Беседа с Никодимом (Ин. 3, 1–21)

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Господу Иисусу ночью и сказал Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». »

Господь Иисус сказал ему в ответ: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, то не может увидеть Царства Божьего». »

Никодим говорит Ему: «как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться». »

Господь Иисус отвечал: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царство Бога. Рождённое от плоти плоть есть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит он и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа». »

Никодим сказал Ему в ответ: «как это может быть?»

Господь Иисус отвечал и сказал ему: «ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? »

Никто не восходил на небо, как только Сошедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах. И как Моисей вознёс змею в пустыне, так до́лжно вознесённому быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. »

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идёт к свету, чтоб не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». »

28. Последнее свидетельство о Господе святого Иоанна (Ин. 3, 22–36)

После этого пришёл Господь Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, вблизи Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились. Ибо Иоанн ещё не был заключён в темницу. »

Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении. И пришли к нему и сказали ему: «Учитель! Тот, Который был с Тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». »

Иоанн сказал в ответ: «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан перед Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Эта–то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. »

Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство этим запечатлел, что Бог истинен. Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит Слова Божьи; "ибо не мерою даёт (Ему) Бог Духа". Отец любит Сына и всё дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». »

29. Заключение святого Иоанна в темницу (Мф. 14, 3–5; Мк. 6, 17–20; Лк. 3, 19–20)

Ирод четвертовластник, обличаемый от Иоанна Крестителя за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Ибо этот Ирод, послав, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену брата своего, Филиппа, потому что женился на ней; ибо Иоанн говорил Ироду: «не должно тебе иметь её, жену брата твоего». »

Иродиада же, злобясь на него за это, желала убить его, но не могла. И Ирод хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Боялся Ирод и самого Иоанна, зная, что он муж праведный и святой; и берёг его и, слушаясь его, делал многое и с удовольствием слушал его. »

30. Отшествие Господа в Галилею (Мф. 4, 12; Мк. 4, 14; Лк. 4, 1–3)

После того как Иоанн отдан был под стражу, Господь Иисус, услышав о том, а равно узнав и о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Господь Иисус не крестил, а ученики Его, — оставил Иудею и пошёл опять в Галилею.

»

31. Пребывание в Самарии (Ин. 4, 4–43)

Надлежало Господу Иисусу проходить через Самарию. Приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, вблизи участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Господь Иисус, устав от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. »

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Господь Иисус говорит ей: «дай Мне пить» [ученики же Его отлучились в город купить пищи].

Женщина самарянская говорит Ему: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не общаются». »

Господь Иисус сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар [подарок тебе] Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»

Женщина говорит Ему: «господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?» »

Господь Иисус сказал ей в ответ: «всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Женщина говорит Ему: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». »

Господь Иисус говорит ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказала в ответ: «у меня нет мужа».

Господь Иисус говорит ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ты имела пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». »

Женщина говорит Ему: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

Господь Иисус говорит ей: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников ищет Себе Отец. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Женщина говорит Ему: «знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё».

Господь Иисус говорит ей: «это Я, Который говорю с тобою».

В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?»

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» Они вышли из города и пошли к Нему. »

Между тем ученики просили Его, говоря: «Учитель, ешь!» Но Он сказал им: «у Меня есть пища, которой вы не знаете». Поэтому ученики говорили между собою: «разве кто принёс Ему есть?» Господь Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: поднимите глаза ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь Вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнёт". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». »

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошёл в Галилею. »

32. Прибытие в Галилею и минование Назарета (Мф. 4, 13; Лк. 4, 14; Ин. 4, 44, 45)

И возвратился Господь Иисус в силе Духа в Галилею. Когда пришёл Он в неё, Галилеяне приняли Его с честью, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, ибо и они ходили на праздник. »

Вступив в Галилею, Господь оставил отечественный свой город Назарет и, миновав его, направился в Капернаум, чтобы там поселиться навсегда. Ибо Господь Иисус Сам свидетельствовал, что пророк не имеет чести в отечестве своём. »

[На пути лежала Кана, Господь зашёл в неё, потому–то царедворец и пришёл сюда из Капернаума]

33. Второе чудо в Кане (Ин. 4, 46–54)

Итак Господь Иисус опять пришёл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино.

В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Господь Иисус пришёл из Иудеи в Галилею, пришёл к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Господь Иисус сказал ему: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Царедворец говорит Ему: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Господь Иисус говорит ему: «пойди, сын твой здоров». Он поверил слову, которое сказал ему Господь Иисус, и пошёл. »

На дороге встретили его слуги его и сказали: «сын твой здоров». Он спросил у них: «в котором часу стало ему легче?» Ему сказали: «вчера в седьмом часу горячка оставила его». Из чего отец узнал, что это был тот час, в который Господь Иисус сказал ему: «сын твой здоров». И уверовал сам и весь дом его. »

Это второе чудо сотворил Господь Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

34. Вселение в Капернаум (Мф. 4, 13–17; Мк. 1, 14, 15; Лк. 4, 15)

Из Каны Господь пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: "земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел Свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Ис. 9, 1–2). »

С этого времени начал Господь Иисус проповедовать Евангелие о Царстве Божьем и говорить: «покайтесь, ибо исполнилось время и приблизилось Царство Божье, Небесное; покайтесь и веруйте в Евангелие». Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. »